Одна из традиций клиники высоких достижений АТИС ФАБЕР – встречаться для разговоров за чашкой чая со своими пациентами. В этот раз гостем стал Андрей Кольцук, генеральный директор компании «Планета Авто». Как установить все имплантаты сразу, почему в одной клинике дешевле, чем в другой, и чем вкладки отличаются от пломб? Отвечает кандидат медицинских наук, известный стоматолог и основательница Вэладент и АТИС ФАБЕР, Ольга Достовалова.
Профессионал высокого класса – редкость в любой сфере и на любом уровне сложности. Так, найти для клиники хорошего ассистента не менее трудно, чем врача. Однако медицинские центры продолжают открываться, и опытных специалистов просто не хватит, чтобы занять все имеющиеся рабочие места. Вас коснулась эта проблема?
Мы поддерживаем принцип перемещения профессионалов, существующий на Западе, когда ты не привязан к одному месту и можешь легко переехать, получив предложение от клиники с лучшим уровнем технического обеспечения и возможностью расти в профессии. На самом деле заинтересованных специалистов найти не так сложно – их немного, но они стремятся к развитию.
Существуют пациенты с высокими требованиями к сервису, техническому оснащению, профессиона-лизму врача и его навыкам – для них мы и стараемся расти, ищем специалистов в других городах. И знаете, находим, приезжают.
Уговорить кого-то переехать в Челябинск, учитывая нынешнее состояние города, по-моему, достаточно сложно.
Мы создаем условия для реализации и профессионального роста в компании. У нас функционирует учебный центр - каждый специалист желает расти и развиваться в профессии, и мы их в этом поддерживаем. В этом смысле мы весьма привлекательный работодатель! У нас четыре клиники, и для каждой мы находили и обучали персонал. Многие люди не могут позволить себе дорогое лечение, поэтому можно обойтись и без тщательных поисков, оставаясь маленьким кабинетом. Но также существуют пациенты с высокими требованиями к сервису, техническому оснащению, профессионализму врача и его навыкам – для них мы и стараемся расти, ищем специалистов в других городах. И знаете, находим, приезжают.
Существуют ли региональные особенности заболеваемости в сфере стоматологии? Из-за чего чаще всего страдают зубы челябинцев?
Окружающая среда, и в первую очередь такие факторы как состав воды и чистота воздуха играют важную роль в развитии любого заболевания. Мы не можем отрицать их воздействие, и его зачастую почти невозможно минимизировать, как невозможно перестать дышать. Однако наши привычки и образ жизни влияют не меньше: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта, переизбыток сладкого, стресс – все это в обязательном порядке скажется на зубах. Но здесь мы уже в силах контролировать ситуацию.
Неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта, переизбыток сладкого, стресс – все это в обязательном порядке скажется на зубах. Но здесь мы уже в силах контролировать ситуацию.
К слову о привычках и образе жизни: сталкивался с мнением, что между пародонтозом и вегетарианством есть связь.
Я не находила исследований, которые бы это подтверждали. Пародонтоз возникает в первую очередь при системных заболеваниях, сахарном диабете и других нарушениях деятельности желез внутренней секреции, хронических болезнях внутренних органов. Поэтому выделять среди причин именно питание я бы не стала. Вегетарианство как образ жизни существует уже давно, и каждый может его придерживаться – лишь бы организм реагировал положительно. Потенциальный вред может нанести разве что сыроедение, когда употребляют только непереработанную пищу, бесконечно пережевывая ее. Мы же не коровы, наши зубы могут от этого пострадать. Вообще заболевания пародонта, так как они связаны не только с зубами, но и общим состоянием организма, не всегда можно вылечить, но, по крайней мере, перевести в состояние ремиссии, а значит существенно повысить качество жизни.
Существуют ли эффективные методы лечения здоровых, но чувствительных зубов, болезненно реагирующих на горячее и холодное?
Разработано много методов устранения неприятных ощущений: пасты разных фирм для снижения чувствительности, разнообразные методы закрытия небольших дефектов на поверхности зубов – все это доступно. Другое дело, когда проблема имеет более глубокую подоплеку – неправильный прикус, бруксизм (стискивание зубов). Тогда решить вопрос одними пастами и фторированием не удастся – потребуется глобальная реконструкция зубного ряда.
На собственном опыте я убедился, что живой зуб во многом отличается от имплантата по ощущениям, да и пища оседает иначе...
Действительно, имплантат с коронкой – это искусственный протез, рецепция кардинально отличается. Он не всегда будет ощущаться, как «родной» зуб. И если бы не существовало имплантации, пациенты не были бы обречены – им бы предлагали другие способы лечения. Еще лет 10-15 назад использовали съемные протезы, в том числе усовершенствованные бюгельные. И все же имплантация более комфортна и всегда существенно улучшает качество жизни. Принципиальным образом.
В плане влияния на желудок?
В том числе. В нашей многонациональной стране у людей разные предпочтения: кто-то выбирает кислое, кто-то перченое, соленое… Это зависит от того, в какой местности мы живем, к чему привыкли. Однако для желудка всегда есть общий принципиальный момент – еда должна быть тщательно пережевана.
Когда я решился на имплантацию, из-за длительного отсутствия некоторых зубов костная ткань уже была частично разрушена. Ее пришлось восстанавливать, ждать, пока заживет, поэтому процесс растянулся во времени. Однако сейчас рекламируют следующий подход: «Мы сделаем наркоз, все и сразу поставим, и когда пациент придет в себя – будет ему счастье». У меня не укладывается в голове – как это возможно?
Эти технологии действительно существуют, но нельзя сказать, что они однозначно подойдут всем. Каждый человек индивидуален, поэтому для начала мы всегда проводим тщательную диагностику. Если будут показания, можем провести имплантацию по системе All-on-4 с использованием традиционных имплантатов либо имплантатов Zygoma, которые под общим наркозом устанавливаются в скуловую кость. Такие пациенты действительно выходят из нашей клиники сразу с протезами.
И как проходит подготовка?
Для начала делаем компьютерную томографию, с помощью специальной программы создаем шаблон, позволяющий увидеть имплантаты в нужном положении. Затем снимаем слепки, сканируем, изготавливаем дублирующие модели, на которых будут опробованы временные коронки. Далее пациент проходит общее обследование – посещает терапевта и кардиолога, сдает анализы, проверяет состояние здоровья. После – консультация с анестезиологом. На последнем этапе подготовки мы собираемся, создаем полную программу лечения, и пациент уходит на операцию, где ему под общим наркозом устанавливают имплантаты.
Сколько часов длится операция? И есть ли у вас стационар?
У нас есть специальная предоперационная и операционная. А по поводу времени – мы руководствуемся принципом: все должно быть спланировано так, чтобы отпустить пациента уже через восемь часов лечения, иначе оно становится слишком громоздким. Впрочем, человек может и на ночь остаться. Сам процесс заживления не мгновенный, но иначе никак – мы и так работаем с самыми современными системами, использующимися в настоящее время в США, Италии, Германии и Израиле.
Насколько актуален вопрос отторжения имплантатов?
Процент невысок, среднестатистически 1-2 %. В большей степени это за- висит от индивидуальных биологических особенностей человека. Для имплантатов используется титан определенной марки, который также применяют для соединения костей при переломах, при замене суставов. Требования к материалу - полная биологическая инертность и способность выдерживать нагрузки. Все имплантаты в обязательном порядке проходят испытания по заданным критериям. Однако биологическая среда может отличаться – бывает кость разной плотности, разное количество сосудов – из-за этого возникают проблемы. Мы предпочитаем протезы Nobel Biocare продукту всех прочих производителей. Почему? Уних идеальное сопровождение. Мы легкополучаем все технологические новинки,проходим обучение у всемирно известных лекторов.
Мы предпочитаем сотрудничать с теми,в ком уверены, кто предоставит лучшие технологии и не бросит партнеров на произвол судьбы, обеспечив необходимое сопровождение. Даже если это будет затратнее.
Оригинальные запасные части стоят дорого, иногда к нам приходят автовладельцы и говорят: «Что вы нам рассказываете, все детали выпускаются на одной линии одними рабочими, фасуются в разные коробки и сразу дифференцируются по цене». Но мы-то знаем, в чем причина. Имплантация в одной стоматологии может стоить условно 3000, в другой – раз в десять дороже. Заставляет задуматься: что же вставляют в дешевой клинике?
На рынке огромное количество разных имплантатов – от 400 до 700 систем. Мне известно в Челябинске множество фирм, приходивших на небольшой срок, – клиники ставят их продукт, и после этого представитель производителя покидает город, не заботясь о пациентах. Считается, что при правильной постановке и обслуживании имплантат, как зуб, должен служить всегда. Однако человек индивидуален, и протез может не прижиться или потребовать замены – где тогда его искать? Поэтому цены столь отличаются – те, кто не собираются задерживаться, зачастую назначают небольшую стоимость. Мы же предпочитаем сотрудничать с теми, в ком уверены, кто предоставит лучшие технологии и не бросит партнеров на произвол судьбы, обеспечив необходимое сопровождение. Даже если это будет затратнее. Зато если имплантат не прижился, второй поставят бесплатно.
И вы даете гарантию от своего имени?
И от себя, и от имени производителя. Фирмы, с которыми мы работаем, бесплатно поставляют имплантаты для замены, даже если прекращают их массовое производство.
Значит, если у человека возникла проблема с протезом, на который есть гарантия, он может обратиться в другую клинику в случае переезда?
При установке имплантата мы выдаем пациенту гарантию производителя, паспорт, сертификат. В случае переезда в другой город или даже страну, вы с этими документами на руках можете обратиться к фирме-производителю – она подскажет подходящую для лечения клинику, имеющую специалистов нужного уровня. У нас, например, есть такие пациенты.
Насколько сейчас оправдан медицинский туризм? Когда-то люди ездили за протезированием в Таиланд, якобы это было существенно дешевле.
Сейчас в России, конкретно в Челябинске, пройти операцию выгоднее, чем где-нибудь в Европе. Насчет Таиланда не знаю, никогда не интересовалась этим вопросом, но может быть и дешевле. Нужно учитывать какая там стоимость рабочей силы и жизни вообще, размер налогов. Однако мы даже не представляем, с какими материалами они работают – стоит задуматься, на сколько оправдан этот риск.
У вас целая сеть клиник с ощутимым разбросом стоимости, рассчитанным на разный круг пациентов. На чем вы основывались, выстраивая ценовую политику?
Стоимость услуг в первую очередь определяется профессионализмом врача, уровнем его квалификации и технологиями, которые он использует. Мы держим высокие стандарты во всех наших клиниках, потому что если мы не обучим молодых специалистов, наше подрастающее поколение, то грош нам цена. Поэтому уровень предоставляемых услуг у нас одинаково высок во всех клиниках. И все же в АТИС ФАБЕР представлены несколько более продвинутые технологии.
То есть у вас дороже не из-за нарядных стен и дорогой мебели.
Да, это связано, с квалификацией врачей и сложностью вопросов, которые они решают. Например, Александр Клинов (главный врач в АТИС ФАБЕР) занимается про- ведением имплантологического лечения в сложных анатомических условиях и является клиническим экспертом и ментором компании Nobel Biocarе в России. Сама я с 2012 года обучаюсь в Венском университете у профессоров Славичека и Сато. Первый занимается гнатологией и проблемами височно-нижнечелюстного сустава – довольно непростая в понимании тема. Второй – исправлением прикуса по собственной технике без удаления определенной группы зубов – это вообще эксклюзив. Николай Кресковец у нас занимается вопросами сложного протезирования, эстетической стоматологии. Мы вообще предоставляем своим пациентам только лучшее.
Если вы занимаетесь обучением специалистов, то наверняка сталкивались с проблемой переманивания кадров. Вы берете обратно тех, кто ушел, но решил вернуться?
Мы не принимаем назад специалистов, но поступаем так не в качестве наказания. Пока ушедшие люди пробуют себя в других клиниках, мы продолжаем развиваться, обучать своих врачей. Зачем возвращать пройденный этап? Также это вопрос этики в отношении остального персонала. Бывает, конечно, люди просто ошибаются, когда уходят – мы же не знаем, что им обещают, когда переманивают. Но на определенном этапе причины становятся неинтересны. Самый большой плюс в подобных ситуациях – если ты способен вырастить одного специалиста, то и с другим это получится, возможно, даже лучше. Потому что и сам меняешься, двигаешься вперед.
Что делать людям, панически боящимся посетить клинику? У многих страх остается с детства. С возрастом проблемы усугубляются, и к ужасу перед бормашиной добавляется стыд показать врачу свои зубы. Что бы вы порекомендовали таким людям? Это внушительный слой населения.
Сейчас, чтобы у детей не формировалось чувство страха перед подобным видом лечения, детские клиники оснащаются лучшим оборудованием. Кроме того, введено правило – не удерживать ребенка силой. Если без этого лечение невозможно, его проводят. Взрослым, впадающим в панику при мысли о бормашине, мы предлагаем тот же выход.
Но общий наркоз ведь вреден?
Не совсем так. Мы используем современные медицинские средства, полностью выводящиеся из организма и не причиняющие вреда. Это общемировая практика, работающая много лет. Даже в России существуют рекомендации Минздрава, согласно которым детей до трех лет должны лечить под наркозом. При этом, безусловно, дети сначала проходят обследование, решение принимает анестезиолог. Во время операции мы внимательно следим за состоянием организма, после – проводим в специальную комнату отдыха. При этом все зубы лечатся сразу – большое преимущество.
Иногда вместо пломбы предлагают поставить вкладку, стоящую существенно дороже. В чем разница между техниками?
Вкладка считается высокохудожественной эстетической работой, изготавливаемой в лаборатории, имеющей идеальную форму и большую прочность, чем пломба. Последняя делается прямо во рту пациента, из других материалов, имеет меньшую сцепляемость с тканями зуба. Вкладка – однозначно более современный и лучший способ восстановления зубов. -
Какие технологии отбеливания вы считаете самыми эффективными и щадящими? Рекомендуете ли применять отбеливающие полоски, продающиеся в масс-маркетах?
Систем отбеливания довольно много, как правило, они основываются на химической реакции с выделением атомов кислорода и их воздействием на эмаль. Все они пришли из США, где наиболее популярна тема красивых белых зубов. Америка – двигатель прогресса в этой области, и мы получаем передовые технологии именно оттуда. Можно попробовать купить средство для отбеливания в магазине, но вопрос в том, насколько оно эффективно. Ради безопасности пациента концентрация действующих химических элементов в полосках должна быть безопасной, а значит относительно низкой. В итоге вы получите относительно слабое отбеливание. Несколько более эффективный способ – использование индивидуальных капп и отбеливающих гелей, разрешенных в домашних условиях. Все остальные методы – профессиональные. Самый эффективный и популярный из них – отбеливание лампой Zoom. При этом стоит помнить, что отбеливание имеет свои ограничения и противопоказания, невозможно до конца предсказать его результат, потому что плотность и оттенок зуба вносят свои коррективы. В некоторых случаях, например, при тетра- циклиновом окрасе, одно отбеливание не поможет, требуется несколько его приемов. И это принесет результат, но если захочется идеальной белизны, мы предлагаем виниры – эстетические накладки на переднюю поверхность зуба. С их помощью также можно изменить цвет и форму зуба. Бесконтрольное отбеливание может привести к повышенной чувствительно- сти зубов, чтобы избежать этой и других проблем не стоит забывать о профессиональной консультации гигиениста стома- тологического.